С х е м а методического анализа урока иностранного языка

Мустафина Ф.Ш.  Анализ урока иностранного языка как отражение требований к нему  // Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы: Мат-лы межрегион. науч- практ. конф.– Уфа: изд-во БИРО,2006.– С.59-62.

 I. Целенаправленность урока
1.   Каковы практические, воспитательные, образовательные и развивающие цели урока?
2.   Была ли формулировка основной цели урока достаточно четкой, лаконичной и конкретной?
3.   Отражала ли цель планируемый результат урока?
4.   Какие конкретные задачи, реализующие намеченные цели, решались на разных этапах урока?
5.   Насколько цели и задачи урока вписываются в цикл уроков по теме?
6.   Как осуществлялось знакомство учащихся с целями урока?
7.   Гарантировала ли формулировка целей их осознание и принятие?
8.   Привлекались ли учащиеся к формулировке целей урока?
9.   Соответствовало ли содержание урока поставленным целям?

II. Структура урока
1. Какие этапы можно выделить?
2. Какова задача каждого этапа?
3. Какова продолжительность каждого этапа?
4. Насколько этапы урока связаны между собой?
5. Логично ли осуществлялся переход от одного этапа к другому?

III. Содержание урока
1.   Какие речевые навыки и умения учащихся формировались на уроке?
2.   Как учитель готовил учащихся к восприятию нового языкового материала (фонетического, грамматического, лексического)?
3.   Учитывал ли учитель специфику вводимого языкового материала?
4.   Насколько методически целесообразны приемы и способы введения нового языкового материала?
5.   Как учитывал учитель основные психологические закономерности восприятия и понимания нового языкового материала?
6.   Как осуществлялась обратная связь при презентации нового материала?
7.   Какие упражнения выполнялись учащимися для первичного закрепления нового материала?
8.   Как сочеталась работа над новым материалом с повторением ранее изученного?
9.   Как учитывался родной язык при работе над новым языковым материалом?
10.  Какие виды речевой деятельности развивались на уроке? Каково их соотношение?
11.  Как учитывалась специфика в обучении различным видам речевой деятельности?
12.  Какие типы упражнений использовались на уроке (языковые, условно-речевые, подлинно речевые)? Какие упражнения превалировали?
13.  Были ли упражнения адекватны формируемым речевым навыкам и умениям?
14.  Какова последовательность упражнений? Являлось ли каждое упражнение опорой для выполнения последующего?
15.  Учитывал ли учитель воспитательный и образовательный потенциал материала урока? Применялся ли комплексный подход к обучению и воспитанию учащихся?
16.  Осуществлялись ли межпредметные связи на уроке?
17.  Устанавливалась ли связь обучения с жизнью на уроке?
18.  В какой мере содержание учебных материалов, используемые приемы затрагивали интеллектуальную и эмоциональную сферы жизни учащихся?
19.  Как осуществлялась проверка домашнего задания?

IV. Технология урока
1.   Какие вербальные и невербальные стимулы (опоры) использовались на уроке? В какой мере они способствовали решению задач урока?
2.   Как сочетались групповые, парные, индивидуальные формы работы?
3.   Какие формы контроля использовались на уроке?
4.   Как исправлялись речевые ошибки учащихся? Владеет ли учитель методом «коммуникативного» исправления ошибок?
5.   Какие технические средства обучения использовались на уроке? Каково их целевое назначение? Методически целесообразно ли было их применение на данном уроке?
6.   Правильно ли использовался учебник в ходе урока? Как была организована работа с ним?
7.   Какие вспомогательные средства применялись для достижения целей урока и насколько это было целесообразно?
8.   Осуществлялось ли положительное подкрепление учебной деятельности учащихся для осознания ими успешности выполнения задания?
9.   Использовались ли игровые элементы? Высока ли была их обучающая ценность?

V. Деятельность учащихся на уроке
1.   Как обеспечивалась мотивация учения?
2.   Как осуществлялось индивидуализация учебного процесса? Как учитывались личностные, субъектные и индивидные свойства учащихся?
3.   Все ли учащиеся были вовлечены в процесс обучения и общения?
4.   Все ли возможности были использованы для стимулирования речемыслительной активности учащихся?
5.   Каким образом осуществлялось поступательное развитие деятельности учащихся?
6.   Формировались ли у учащихся рациональные приемы учения?
7.   Осуществлялись ли само- и взаимоконтроль учащихся?
8.   Использовались ли элементы взаимообучения?
9.   Организовывалась ли самостоятельная работа на уроке?

VI. Речевое и неречевое поведение учителя на уроке
1.   Велся ли урок полностью на иностранном языке? Было ли оправдано переключение учителя на родной язык?
2.   Соответствовала ли речь учителя требованиям, предъявляемым к дидактической речи (нормативность, аутентичность, адаптивность, выразительность, эмоциональность, вариативность, внятность, слышимость)?
3.   Были ли установки учителя четкими, коммуникативно направленными, направляющими речемыслительную деятельность учащихся в нужное русло?
4.   Какие невербальные средства общения и с какой целью использовал учитель?
5.   Каково было соотношение речи учителя и учащихся по времени?
6.   Какой стиль педагогического общения реализовался учителем на уроке: авторитарный или демократический? В чем конкретно это проявилось?
7.   Что способствовало созданию атмосферы общения на уроке?
8.   Как учитель создавал и поддерживал благоприятный (комфортный) психологический климат на уроке?
9.   Какие личностные качества учителя проявились на уроке и как они способствовали организации речевого взаимодействия с учащимися и учащихся друг с другом?

VII. Задание на дом
1.   Каковы объем и содержание домашней работы?
2.   Как работа в классе подготовила учащихся к выполнению домашнего задания?
3.   Посильно ли домашнее задание для учащихся?
4.   Когда было задано домашнее задание и на каком языке?
5.   Насколько четким и подробным было объяснение домашнего задания? Разъяснил ли учитель учащимся способы его выполнения?
6.   Был ли заданы индивидуализированные домашние задания?
7.   Как связано домашнее задание с материалом следующего урока?

VIII. Результативность урока
1.   Насколько достигнуты цели урока и решены ли соотнесенные с ними задачи?
2.   Как достижение практических целей способствовало реализации воспитательных, образовательных и развивающих целей?
3.   Полностью ли выполнен намеченный учителем план урока?
4.   Чему и в какой степени научились учащиеся, что нового узнали они на уроке?
5.   Были ли привлечены учащиеся к подведению итогов урока?
6.   Как оценена учебная деятельность учащихся на уроке в целом? Способствовала ли оценка деятельности учащихся осознанию ими достигнутых результатов?
7.   Имела ли место аргументация выставленных учителем отметок?
8.   Каково отношение учащихся к уроку в целом и отдельным его этапам?

9.   Мотивировали ли результаты урока дальнейшую их работу по изучению иностранного языка?


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ КАК ОБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ (И. А. Зимняя)

Самоанализ к уроку английского языка по теме "Еда"